Яндекс.Метрика
Институт Иностранных ЯзыковРоссийского Университета Дружбы Народов

Гуманитарное образование в эпоху пандемии: Институт иностранных языков РУДН собирает экспертов


        29 октября в 12.00 в Институте иностранных языков РУДН состоялся круглый стол с международным участием «Гуманитарное образование в эпоху пандемии». Особое внимание было уделено ключевым факторам реализации образовательной политики в области лингвистики и других гуманитарных наук в период пандемии COVID-19. Обсуждались современные тенденции в методике преподавания соответствующих дисциплин с использованием лучших онлайн-практик, инновационные подходы к дальнейшей цифровизации  гуманитарного образования.

        В работе круглого стола приняли участие представители более 20 российских и зарубежных вузов и научно-исследовательских структур из Стран СНГ, Северной Африки, Северной Америки, Латинской Америки, Европы.
        Мероприятие прошло на платформе Zoom. Рабочие языки: русский и английский.
        С приветственными речами выступили директор Института иностранных языков РУДН, академик (действительный член) Международной академии наук педагогического образования, профессор Наталия Леонидовна Соколова (Российская Федерация), заведующая кафедрой общего языкознания и европейских языков Факультета филологии и мировых языков Казахского национального университета имени аль-Фараби, доктор филологических наук, профессор Гульмира Баянжановна Мадиева (Республика Казахстан) и директор исследовательской лаборатории «Язык и формы культуры» Высшего института языков Туниса Университета Карфагена, профессор, PhD, хабилитированный доктор наук  Уаннес Хафиан (Тунисская Республика).
        Наталия Леонидовна Соколова заострила внимание на положительных и отрицательных сторонах тех изменений, которые произошли в отечественном образовании в связи с его экстренным   переходом на цифровой формат. К основным негативным последствиям Наталия Леонидовна отнесла десоциализацию, связанную с дефицитом живого общения, и «совмещение двух пространств – рабочего и социально-бытового». При этом было отмечено, что пандемия позволила сделать «моментальный скачок в будущее», перестроиться на новый формат образовательной деятельности в максимально сжатые сроки.
        Гульмира Баянжановна Мадиева рассказала о плодотворном сотрудничестве двух вузов – Российского университета дружбы народов и Казахского национального университета имени аль-Фараби. Также участники круглого стола узнали об успехах её вуза в области использования современных технологий. За последние годы в Университете была создана «умная» информационно-коммуникационная инфраструктура и smart-кампус, внедрены мобильные технологии и комплексная система IT-услуг «Универ». Это позволило оперативно перевести учебный процесс на дистанционную форму обучения при сохранении действующего расписания занятий.
        Уаннес Хафиан подчеркнул, что сейчас основной задачей является «определение места и роли учащихся в новом образовательном формате». С точки зрения докладчика, в наши дни гуманитарное образование призвано не только передавать научные знания, но и формировать ценностные ориентиры. Также профессор Хафиан сообщил о том, что Университет Карфагена планирует организовать международную научно-практическую конференцию, посвящённую модификации содержания и форм обучения в эпоху пандемии.
        Пленарное заседание открыл доклад «Гуманистический кризис и роль гуманитарного образования в его преодолении» члена-корреспондента Российской академии образования, профессора, доктора философских наук, научного руководителя ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», заведующей кафедрой ЮНЕСКО по глобальному образованию, главного редактора журналов «Ценности и смыслы», «Отечественная и зарубежная педагогика»   Светланы Вениаминовны Ивановой. Отмечается, что достижения современной информационной эпохи «открывают колоссальные перспективы и качественно меняют социально-экономические условия развития современного мира». При этом для технологического и экономического развития человечества характерно обострение противоречий, которое отражается как в реальном, так и в виртуальном пространствах. Докладчик приходит к выводу о необходимости возвращать и поддерживать очное обучение («Дать какие-то знания удаленно можно, воспитать удаленно – нельзя»).
        Далее слово было предоставлено доктору философии, доценту Высшего института языков Туниса (ISLT) Университета Карфагена Бутхейне Маджул. Ее доклад «Преподавание гуманитарных наук во времена CORONA: эмпирический взгляд» пролил свет на текущую ситуацию в тунисских гуманитарных университетах. Доктор Бутхейна поделилась собственным опытом координатора онлайн-курса в ISLT и представила несколько цифровых решений, использованных ею при работе со студентами. Наиболее серьезные проблемы были выявлены в области мотивации студентов к онлайн-обучению и в оценке их результатов в рамках нового образовательного формата. Докладчик также подчеркнула важность личности учителя («Учитель – это талант, а не диплом»).
        Затем вниманию слушателей был предложен доклад доктора филологических наук, профессора, заведующей кафедрой русского языка как иностранного, директора Института международного образования Волгоградского государственного социально-педагогического университета Ольги         Александровны Дмитриевой на тему «Дистанционное обучение иностранных студентов: опыт, проблемы, перспективы». Докладчик поделилась опытом использования различных онлайн-платформ в рамках переформатирования учебного процесса в связи с пандемией COVID-19. Также были рассмотрены основные преимущества и недостатки дистанционного обучения, выявленные в результате опроса профессорско-преподавательского состава университета.
        Тема сервисов дистанционного обучения получила дальнейшее развитие в рамках круглого стола. «Онлайн-платформа «Английский Пациент»: возможности использования и направления развития в университетском контексте» – так назывался доклад, подготовленный следующим участником, доктором филологических наук, деканом факультета иностранных языков, ведущим научным сотрудником Лаборатории лингвистической антропологии филологического факультета Томского государственного университета, научным консультантом научно-образовательного центра «Онлайн-платформы в языковом и профессиональном образовании» Ольгой Васильевной Нагель. Представлены результаты взаимодействия Томского государственного университета и Инженерно-образовательного центра при решении вопроса о перспективах развития смешанной модели обучения английскому языку и русскому языку как иностранному. Проект использования онлайн-платформы «Английский Пациент» включает в себя разработку и апробацию образовательных курсов, а также создание дидактической модели использования платформенных решений в образовательном процессе вуза.
        Далее с сообщением на тему «Опыт работы Центра иностранных языков Арагон НАУМ» выступила доктор филологических наук, профессор, Национальный исследователь Мексики, преподаватель русского языка Центра иностранных языков факультета Арагон Национального автономного университета Мексики Светлана Анатольевна Яковлева. Слушатели узнали о содержании и принципах функционирования образовательной платформы, разработанной факультетом Арагон для внутреннего применения. Докладчик обозначил основные проблемы (технические, финансовые, хронологические), с которыми сталкиваются пользователи данной платформы. Особое внимание уделено трудностям коммуникативного характера, связанным с развитием навыков диалогической речи и поддержанием «живого» взаимодействия с участниками учебного процесса. Отмечается, что факультет планирует совершенствовать данную разработку, адаптируя ее к изменившейся образовательной реальности.
        Затем своими мыслями о важной философской проблеме поделился хабилитированный доктор наук, профессор философии, директор Высшего института изящных искусств Университета Карфагена Хишем Мессауди. В его докладе «Гуманитарные науки и конечность бытия» бренность человеческой жизни рассматривается как основной фактор, способствующий общественному развитию, в частности – углублению и расширению гуманитарного знания в рамках исторически сложившихся научных дисциплин. Хишем Мессауди призывает задуматься о том, как отразится пандемия коронавируса на содержании гуманитарных наук, и о тех методах, которые следует использовать для исследования их основного объекта – человека. Отмечается, что гуманитарные дисциплины сформировались на основе «этически насыщенных» форм общественного сознания – философии и религии.
        Научный сотрудник Центра германских исследований, отдела страновых исследований Института Европы Российской академии наук, заместитель  председателя Совета молодых учёных ИЕ РАН Анна Константиновна Иванова выступила с докладом «Потенциал онлайн-образования для развития интеграции: возможности заимствования опыта ФРГ по интернационализации МСП». Рассматривались факторы, способствующие повышению уровня образования и росту конкуренции за образовательные услуги на евразийском континенте: распространение опыта онлайн-образования, выстраивание соответствующей инфраструктуры в абсолютном большинстве учреждений, обучение широких масс механизмам передачи разнообразных форм информации с использованием новых цифровых технологий. Интегрированные платформы для переводчиков позиционировались докладчиком в качестве основного фактора интеграции в области образования и повышения качества услуг. Особое внимание было уделено мерам, направленным на продвижение отечественного образовательного продукта на международном уровне, возможностям заимствования опыта интернационализации малого и среднего бизнеса ФРГ.
        После выступления Анны Константиновны слово было предоставлено кандидату педагогических наук, доценту кафедры иностранных языков  Курского государственного медицинского университета Олесе Владимировне Раздорской. В докладе «Проблемы формирования профессиональной коммуникативной компетенции у студентов-медиков в процессе онлайн-обучения» отмечается, что реализация учебно-воспитательного процесса в дистанционном формате предполагает создание педагогических условий, способствующих повышению мотивации учащихся. Для этой цели предлагается использовать специальные программы, позволяющие студентам проявлять и развивать свои социально-коммуникативные навыки. Олеся Владимировна подчеркнула их важность для представителей медицинских профессий и рассказала об опыте совмещения в учебном процессе двух онлайн-платформ – “Zoom” и “Moodle”.
        Затем участники и гости круглого стола заслушали доклад кандидата филологических наук, преподавателя кафедры политико-правовых дисциплин и социальных коммуникаций Института экономики, математики и информационных технологий Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Станислава Владимировича Травкина на тему «Онлайн обучение в условиях глобальной пандемии». К преимуществам дистанционного формата были отнесены его экономичность и возможность участвовать в получении или передаче знаний в любой точке пространства при наличии технической возможности. Среди недостатков упомянуты повышенная нагрузка на преподавателя (из-за увеличения количества заданий, связанных с организационно-методическим обеспечением образовательной деятельности). По мнению Станислава Владимировича, педагогическому сообществу необходимо адаптироваться к онлайн-технологиям, поскольку их дальнейшее, все более активное применение в данной сфере (как и во всех остальных) представляется оправданным и неизбежным.    
        Далее прозвучал доклад «Формы взаимодействия преподавателя и студента: вызовы и перспективы в эпоху пандемии», подготовленный  кандидатом филологических наук, доцентом кафедры русского языка Владимирского государственного университета имени А.Г. и Н.Г. Столетовых, доцентом кафедры «Философия, история, право и межкультурная коммуникация» Владимирского филиала Финансового университета при Правительстве РФ Екатериной Александровной Кузнецовой. Докладчик рассказала о собственном опыте, полученном в процессе дистанционного обучения в условиях пандемии, о специфике программы “Skype” в рамках разных форм взаимодействия преподавателя и студента. С точки зрения Екатерины Александровны, в современном контексте педагогу следует пересмотреть объем самостоятельной нагрузки своих подопечных и стремиться к постоянному контакту с ними (например, с использованием чатов). Отмечается, что для этого руководство вуза должно дать преподавателям максимальную свободу в выборе форм взаимодействия со студентами.  
        Пленарное заседание завершилось выступлением на тему «Нарративный звукообраз и обучение интеркультурности на примере испаноязычных культурных кодов. Особенности учебного процесса в дистанционном формате». Докладчик Арсила Флорес Рубен Дарио (PhD, профессор, директор редакционного центра факультета гуманитарных наук Национального университета Колумбии, директор Института культуры имени Л.Н. Толстого в Боготе) предложил оригинальный способ запоминания испанских слов и выражений посредством звукового образа, присутствующего в кинематографическом произведении. Отмечается, что звуковой образ обладает многоуровневой структурой, позволяющей «погрузиться в культуру страны, почувствовать аспекты, связанные с местными традициями и менталитетом». Для демонстрации описанной методики были продемонстрированы отрывки из анимационного испаноязычного фильма об аргентинской актрисе и общественном деятеле Эве Перон.
В рамках свободной дискуссии своим мнением о гуманитарном образовании в период пандемии поделилось еще несколько исследователей и педагогов-практиков. Доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры романской филологии  Елена Яковлевна Григорьева (ИИЯ Московский городской педагогический университет) выделяет два типа проблем: технические и собственно педагогические (связанные, в частности, с этической стороной обучения). Старший преподаватель кафедры английского языка, старший преподаватель кафедры восточных языков Светлана Юрьевна Будённая (МГЮА им. О.Е. Кутафина, Московский государственный педагогический университет) высказалась о методических трудностях, обусловленных онлайн-форматом: отказе от диктантов, тематических диалогов и некоторых других эффективных заданий. По наблюдению кандидата филологических наук, доцента Лилит Мясниковны  Закоян  (Латвийская морская академия), в настоящее время преподаватель английского языка должен уделять больше внимания потребностям и пожеланиям учащихся (данный вывод сделан, прежде всего, на основе работы со студентами, осваивающими “Maritime English” –  английский для моряков). Кандидат филологических наук, доцент, и.о. заведующего кафедрой французского языка и лингводидактики Светлана Владиславовна Михайлова (ИИЯ, Московский городской педагогический университет)  подчеркивает важность миссии студентов. Отмечается, что в сложившейся ситуации учащиеся педагогических вузов имеют уникальную возможность понять и почувствовать те вызовы, с которыми приходится сталкиваться учителям и преподавателям.
все новости