Яндекс.Метрика
Институт Иностранных ЯзыковРоссийского Университета Дружбы Народов

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛИНГВИСТИКА: КАКИЕ ТАЙНЫ ХРАНЯТ ЯЗЫК И РЕЧЬ?

Как разгадать характер человека, если у вас есть хотя бы пара писем от него? Как долго продлятся ваши отношения с партнером и подходите ли вы друг другу? Мужчины или женщины чаще употребляют местоимение “я” в своей речи? А местоимение “мы”? Зачем университеты западных стран просят абитуриентов писать мотивационные письма - нет, не для того, чтобы посмотреть на достоинства потенциальных студентов!
Почетный профессор Техасского университета в Остине Джеймс У. Пеннебейкер (США) показал, как с помощью психолингвистики можно ответить на самые неожиданные вопросы и найти удивительную взаимосвязь между личностью человека, языком и окружающим миром на состоявшемся в Институте иностранных языков РУДН мастер-классе "Computer-based text analysis for social scientists" 14 ноября 2019 г.
«Язык – это всего лишь инструмент, которым пользуется человек, а слова являются не более чем отражением его идей» - это заявление американского профессора сразу же заинтриговало публику. Лингвисты, которые так трепетно относятся к изучению иностранных языков, недоумевали почему Джеймс Пеннебейкер так категорично высказался. Согласно его исследованиям, выбор слов может указать на эмоциональное состояние человека, его социальный статус и уровень интеллекта. На первый взгляд, в этом утверждении нет ничего нового. Однако вы вряд ли задумывались, сколько раз используете местоимение 'я', а ведь это может многое сказать о ваших лидерских качествах и социальных связях. Кто употребляет в речи больше предлогов - мужчины или женщины? Наверняка вы никогда не обращали на это внимания. Именно поэтому студенты с треском провалили тест американского профессора, и он шутливо назвал слушателей 'худшей тест-группой'.
Однако этот пробел в знаниях о языке легко восполнить, пользуясь статистикой. На ней построены три метода компьютерного анализа текста, описанные профессором Пеннебейкером. С помощью подсчета определенных категорий слов возможно определить психологическое состояние автора, подтекст и даже совместимость пары. В своих исследованиях профессор делит слова на две категории: «функциональные» function words (служебные слова) и «содержательные» content words (самостоятельные части речи). По его данным, большинство людей в своей речи используют 60% function words и только 40% content words.
Студенты магистратуры смогли узнать, как, в зависимости от частоты использования функциональных или контекстных слов, можно понять, стоит ли перед вами прирожденный лидер или же человек, испытывающий проблемы и нуждающийся в помощи; используя знания о language style matching не составит труда определить, станет ли собеседник родственной душой или очередным знакомым. Джеймс Пеннебейкер рассказал об исследовании пар на «speed dating»: чем больше одинаковых слов использовали участники, тем более продолжительными были их взаимоотношения.
А знали ли вы, что оценки англоязычного студента можно определить по частоте использования в его речи вспомогательных глаголов? Чем больше глаголов, тем лучше успеваемость – используйте эту хитрость, когда будете писать мотивационное письмо!
Конечно же, выступление в ИИЯ проходило на английском языке – отличная возможность попрактиковаться и задать вопросы.

- Как компьютерная обработка информации пригодится будущим специалистам по связям с общественностью?
- Если вам когда-нибудь придется заниматься имиджем политика, то количество "я" в его речи может существенно повлиять на количество его сторонников. А ещё вы научитесь понимать, как с помощью правильно подобранных слов привлечь любую целевую аудиторию.
- Анализировали вы речи политиков?
 - Да, и не стоит доверять тем, кто часто использует местоимение «мы», не понятно, кого коснется это понятие «мы» и чем это будет грозить будущим избирателям.
- Большинство аудитории отметили, что эмоционально окрашенные слова употребляют больше женщины, а не мужчины, а как на самом деле?
Одинаково, у мужчин больше присутствует агрессивно окрашенная лексика, но для исследователя любая эмоция – положительная или отрицательная, все равно эмоция.
- Как вы думаете, при приеме на работу стоит ли избегать местоимения «я»?
- Да, потенциального работодателя будет раздражать частое мелькание слова «я», но и избегать его не стоит, ведь это будет означать, что вы не можете брать на себя ответственность. А лучше всегда оставаться собой - just be yourself”!
 
А.Сорокина, С.Баева, А.Судакова, В.Куликова,
2 курс магистратуры

  все новости